Анализ организации обеспечения сахароснижаюшими лекарственными средствами больных сахарным диабетом типа 2 в субъектах Российской Федерации

Р. У. Хабриев, В. С. Маличенко, С. Б. Маличенко

ФГБУ "Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко", Москва

ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов", Москва

ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов", Москва

Сахарный диабет приобретает характер стремительно распространяющейся всемирной эпидемии. В настоящее время число пациентов с сахарным диабетом в Российской Федерации достигает 10 млн. Доступность лекарственных средств является одним из основных элементов обеспечения эффективного лечения сахарного диабета. Проведенный анализ федеральных и региональных нормативно-правовых актов, территориальных программ государственных гарантий и данных портала госзакупок продемонстрировал неэффективность существующей региональной системы лекарственного обеспечения в современной экономической ситуации. Необходимость оптимизации государственных затрат, а также расширения охвата населения лекарственными средствами, в том числе для лечения сахарного диабета типа 2, потребует разработки и внедрения поэтапного плана реформирования региональной системы льготного лекарственного обеспечения.
лекарственное обеспечение, сахарный диабет; Региональная программа, предусматривающая льготное обеспечение лекарственными препаратами социально уязвимых категорий граждан, а также граждан, страдающих социально значимыми и некоторыми другими заболеваниями и не имеющих инвалидности; Программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами

Эндокринология: новости, мнения, обучение. 2016. № 2. С. 12-20.

Интерес к выбору оптимальной сахароснижающей терапии сахарного диабета (СД) типа 2 последние 15-20 лет неуклонно возрастает. Эта ситуация обусловлена увеличивающимися возможностями фармако­логического воздействия у этой категории больных. Много­численные международные документы рекомендуют сахароснижающие препараты и их комбинации в соответствии с их влиянием на развитие осложнений СД, сравнивая их безопасность, переносимость, удобство применения, неспе­цифические побочные эффекты, а также, что очень важно, их способность снижать и поддерживать уровень гликированного гемоглобина (HbA1c).

В современной экономической ситуации государства вы­нуждены учитывать стоимость лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи для оптимизации объ­емов затрат на сектор здравоохранения.

Анализ затрат демонстрирует значительный разброс в уровне расходов на лечение и профилактику СД в странах с разным уровнем экономического развития. Финансовые потери, связанные с СД, оказывают серьезное влияние на устойчивое экономическое развитие государств и составля­ют 5-20% общих затрат на систему здравоохранения. При этом 80% средств, расходуемых на СД во всем мире, прихо­дится только на экономически развитые страны. Так, в США в 2014 г. расходы на СД составили 245 млрд долл. Затраты на противодиабетические лекарственные средства превы­сили 32,2 млрд долл. и соответствовали 10% общих затрат на лекарственное обеспечение, при этом 18% этих средств составили расходы на лечение осложнений СД [1]. Расходы на лечение СД во Франции в 2015 г. достигли 22 млрд долл. США, при этом расходы на лекарственное обеспечение со­ставили 20% [2]. В Германии при затратах на лечение СД 23,5 млрд долл. в год расходы на лекарственное обеспече­ние не превышали 7% [3].

СД и сердечно-сосудистые заболевания, онкологиче­ские болезни, хронические респираторные болезни явля­ются основными неинфекционными угрозами для здоровья человека. Борьба с глобальным бременем неинфекцион­ных заболеваний - одна из основных задач в области раз­вития в XXI в. Охрана здоровья выделена в качестве одной из 17 целей устойчивого развития, принятых резолюцией 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН [4]. Государства -участники ООН обязались до 2030 г. посредством содей­ствия исследованиям и разработкам лекарственных препа­ратов обеспечивать доступность недорогих основных лекар­ственных средств для лечения основных неинфекционных болезней. В последние годы в международной повестке дня все чаще фигурируют вопросы формирования комплексного подхода к противодействию распространению СД. На Гене­ральной ассамблее ООН 20 декабря 2006 г. была принята резолюция № A/RES/61/225, признающая угрозу сахарно­го диабета и призывающая страны - члены ООН развивать национальные программы, направленные на профилактику и лечение заболевания. В 2014 г. среди 9 добровольных гло­бальных целей для противодействия эпидемии неинфекци­онных заболеваний Всемирная ассамблея здравоохранения ВОЗ утвердила относительное сокращение на 25% общей смертности от диабета, прекращение роста числа случаев сахарного диабета и ожирения, доступ к лекарственной тера­пии и консультирование (включая гликемический контроль) к 2020 г. [5].

Решение многих вопросов, связанных с СД, поставле­но в большинстве стран на государственный уровень. По мнению эксперта ВОЗ, СД является великолепной моделью, иллюстрирующей отношение государства к проблемам хро­нических заболеваний. Поскольку СД - это группа метабо­лических заболеваний, характеризуемых гипергликемией, обеспечение больных эффективными, безопасными и до­ступными сахароснижающими лекарственными средствами имеет приоритетное значение в управлении этими заболе­ваниями.

Бесплатное лекарственное обеспечение различных категорий граждан в Российской Федерации

Объем расходов на лекарственные средства в Рос­сийской Федерации ежегодно увеличивается. В 2014-­2015 гг. темпы роста расходов на лекарственные сред­ства составили 8,2% и в настоящее время превышают 1 трлн 250 млрд руб. [6]. По данным, представленным DSM Group, большую часть расходов на лекарственные сред­ства составляют личные средства граждан. Объем затрат населения вырос за последний год на 9,4% и превысил 740 млрд руб. Общий объем государственных затрат на лекарственные средства с 2014 г. вырос на 15 млрд руб. и в настоящее время составляет 314 млрд руб. Затраты на обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств фе­дерального и регионального бюджета, с 2014 г. возросли на 11,4% и достигают 100 млрд руб. (табл. 1).

Бесплатное лекарственное обеспечение граждан РФ осуществляется из средства федерального и региональных бюджетов, а также из Фонда обязательного медицинского страхования [7]. Право граждан на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе лекарственное обеспе­чение, закрепляется в Программе государственных гаран­тий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - ПГГ). Программа ежегодно утверждается Прави­ельством РФ в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ и содержит: перечень форм и условий медицинской помощи, при которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно; требования к территориальным программам го­сударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - ТПГГ).

ПГГ гарантирует бесплатное лекарственное обеспечение всех граждан РФ в условиях стационара (включая дневной стационар) и при оказании скорой или неотложной меди­цинской помощи. Также в соответствии с ПГГ отдельные категории граждан (инвалиды, ветераны войны) в рамках федеральных и региональных программ льготного лекар­ственного обеспечения могут получать лекарственные пре­параты бесплатно в амбулаторных условиях.

Таким образом, из средств федерального бюджета фи­нансируются 2 программы льготного обеспечения ЛС: про­грамма льготного обеспечения в амбулаторных условиях централизованно закупаемыми за счет средств федерально­го бюджета лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных 7 редкими и наиболее дорогостоящи­ми нозологиями ("7 Нозологий", ФЗ № 132 от 17.07.2007) и программа обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализиро­ванными продуктами лечебного питания для детей-инва­лидов" (далее - "ОНЛС", ФЗ № 178 от 17.07.1999) [8, 9]. Из средств субъекта РФ реализуется региональная программа льготного лекарственного обеспечения в соответствии с по­становлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (далее -Постановление № 890).

Важно отметить, что граждане в соответствии со ст. 6.3 ФЗ № 178 "О государственной социальной помощи" име­ют возможность отказаться от положенных лекарствен­ных средств, предоставляемых в рамках программы ОНЛС в пользу получения денежной компенсации. Объем де­нежной компенсации утверждается ежегодно федераль­ным нормативно-правовым актом, и в 2016 г. он составил 758 руб. на человека в месяц [10]. По данным, представлен­ным Счетной палатой в 2014 г., в пользу денежной компен­сации от получения лекарственных средств по программе ОНЛС отказались более 76% граждан. При этом доля насе­ления, отказавшегося от лекарственных средств в пользу де­нежной компенсации, значительно различается в субъектах РФ. Например, в Чукотском АО доля лиц, отказавшихся от лекарственных средств, составила 19%, а в Тульской обла­сти этот показатель превысил 95% [11]. Граждане, отказав­шиеся от лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации в рамках программы ОНЛС, имеют возможность получить необходимые лекарственные средства за счет регионального бюджета, так как 4 категории льготников про­граммы ОНЛС: инвалиды, участники ВОВ, ветераны боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, -имеют право на лекарственное обеспечение в рамках По­становления № 890. Таким образом существующая систе­ма бесплатного обеспечения лекарственными средствами в амбулаторных условиях разных категорий граждан в целом имеет ряд недостатков в части нормативно-правого регули­рования, что приводит к существенному увеличению затрат регионального бюджета на обеспечение лекарственными средствами.

Особенности бесплатного обеспечения лекарственными средствами в субъектах РФ

Бесплатное обеспечение граждан лекарственными сред­ствами в субъектах реализуется за счет средств субъектов РФ, выделяемых на финансовое обеспечение реализации ТПГГ, в соответствии с перечнем категорий заболеваний или перечнем групп населения, утвержденным в Постановлении № 890.

Программа государственных гарантий оказания бес­платной медицинской помощи ежегодно подтверждает обя­зательство субъектов РФ осуществлять лекарственное обе­спечение в соответствии с Постановлением № 890. Согласно п. 4 Постановления № 890, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязуются своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых населению, в соответствии с перечнем групп населения и категорий за­болеваний, при амбулаторном лечении которых лекарствен­ные средства и изделия медицинского назначения отпуска­ются по рецептам врача бесплатно, а также с 50-процентной скидкой (далее - Перечень РЛО).

Порядок формирования Перечня РЛО имеет существен­ные несоответствия, которые влияют на эффективность регулирования обеспечения лекарственными средствами в субъектах РФ в части оптимизации бюджетных затрат и качества оказания медицинской помощи. Так, порядок формирования Перечня РЛО самостоятельно определяется локальным нормативно-правовым актом субъекта РФ. На­пример, формирование Перечня РЛО в Волгоградской об­ласти регламентируется приказом Департамента здравоох­ранения администрации Волгограда от 28.09.2010 № 866 "О Формулярном комитете Департамента здравоохранения администрации Волгограда". Документ определяет порядок работы Формулярного комитета и требования для подготов­ки документации для включения лекарственных средств в Перечень РЛО. Важно отметить, что в большинстве субъ­ектов РФ нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок формирования Перечня РЛО, отсутствуют в откры­том доступе, что существенно ограничивает доступ участ­ников обращения лекарственных средств к формированию Перечня РЛО.

Существующая система обеспечения лекарственными средствами в субъектах РФ имеет ряд факторов, оказы­вающих влияние на формирование цены лекарственного средства. Так, порядок формирования Перечня РЛО не ре­гламентируется ПГГ, а также другими нормативно-правовы­ми актами РФ в сфере охраны здоровья. В этой связи фор­мирование Перечня РЛО осуществляется без согласования с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекар­ственных препаратов (далее - ЖНВЛП), утверждаемым Правительством РФ. Хотя в ПГГ 2013 г. содержалась фор­мулировка о необходимости формирования Перечня РЛО с учетом Перечня ЖНВЛП, в последующем данное положе­ние больше не включалось в принимаемые ПГГ [12].

Важно отметить, что в то время как требования к реги­страции цен на лекарственные средства из Перечня ЖНВЛП закреплены постановлением Правительства РФ № 865 от 29.10.2010, цены на лекарственные препараты, закупаемые в рамках Перечня РЛО, не подлежат обязательной государ­ственной регистрации ввиду отсутствия соответствующих положений в законодательстве РФ.

Перечни РЛО значительно различаются по количеству международных непатентованных наименований (далее - МНН) и представленным анатомо-терапевтическим химиче­ским группам (АТХ). Так, в Санкт-Петербурге Перечень РЛО содержит 340 МНН, а в Тюменской области - 660 МНН [13, 14]. Данная ситуация не связана с различиями в структуре за­болеваемости, в возрастной структуре населения в регионе, она обусловлена отсутствием единых требований к форми­рованию перечней РЛО в субъектах РФ и разным уровнем благосостояния региона. Следует отметить, что в ТПГГ Став­ропольского края, Пензенской области, Камчатского края перечни РЛО не содержат отдельных МНН, а подтверждают право на доступ граждан ко всем лекарственным средствам в соответствии с Постановлением № 890.

Отсутствие лекарственного средства в Перечне РЛО не препятствует его назначению по медицинским показаниям на основании решения врачебной комиссии, базирующегося на клинических протоколах и методических рекомендациях, что, в частности, подтверждается разъяснением Федераль­ной антимонопольной службы от 28.05.2010 [15]. Порядок индивидуального льготного лекарственного обеспечения регламентируется локальным нормативно-правовым актом субъекта РФ. В качестве примера следует упомянуть при­каз Департамента здравоохранения Смоленской области от 11.09.2013 № 1232 "О порядке обеспечения льготных кате­горий граждан лекарственными препаратами, не включен­ными в перечень лекарственных средств, устанавливаемым Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной ме­дицинской помощи". Таким образом следует констатировать, что отсутствие единых подходов к формированию перечней РЛО, закрепленных федеральными нормативно-правовыми актами, существенно увеличивает финансовые затраты субъ­ектов РФ на лекарственное обеспечение, а также на качество и сроки оказания медицинской помощи.

Особенности обеспечения сахароснижающими лекарственными средствами на региональном уровне

В Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, отмечается нарастающее прогрессирование СД типа 2. Показатель количества больных СД типа 2 в Российской Феде­рации в 2015 г. составил 4,094 млн (2,8% населения РФ) [16]. Соотношение фактической распространенности и регистри­руемой в среднем в Российской Федерации составляет 3,08. Это означает, что каждый выявленный случай СД типа 2 приходится 3 случая недиагностированного заболевания. По данным государственной статистической отчетности, от­ражающим динамику инвалидности по группам с учетом возрастного состава инвалидов, ежегодно в Российской Федерации признаются инвалидами вследствие заболевания СД порядка 110-120 тыс. человек, в том числе око­ло 25 тыс. человек - впервые. Доля лиц трудоспособного возраста из числа впервые признанных инвалидами вслед­ствие заболевания СД составляет 45%. В структуре ин­валидности удельный вес инвалидов I и II групп как при первичном, так и при повторном освидетельствовании со­ставляет 40%. Представленное свидетельствует о том, что показатели инвалидизации больных СД на протяжении по­следних лет остаются стабильными. При этом удельный вес инвалидов наиболее тяжелых - I и II групп - составляет около 40%.

Хронический характер заболевания фактически опре­деляет долгосрочные перспективы в отношении исходов, ожидаемых затрат и осложнений. СД является одним из наиболее ресурсоемких заболеваний, при этом значитель­ная часть расходов на лечение обусловлена осложнениями заболевания, частота которых выше у больных с неконтро­лируемым СД. По данным Государственного регистра, у 55% с СД2 зафиксировано наличие осложнений: у 37,6% паци­ентов - гипертония, 19,0% - диабетическая невропатия, 15,3% - диабетическая ретинопатия, 8,3% - диабетическая макроангиопатия, 4,9% - нефропатия [17]. Кроме сахароснижающей терапии большинство больных СД получают антигипертензивные препараты (62-82%), гиполипидемическая фармакотерапия назначается в 39-70% случаев. Согласно фармакоэкономическому исследованию, средние годовые затраты в 2015 г. в расчете на 1 пациента с СД типа 1 составили 81,1 тыс. руб., на пациента с СД типа 2 - 70,8 тыс. руб. При этом лекарственная терапия составляет 69% общих затрат на лечение СД типа 1 и 46% при лечении за­трат на СД типа 2 [18].

Затраты на медикаментозную терапию СД типа 2 еже­годно возрастают. Так, по данным портала госзакупок, го­сударственные затраты на синтетические сахароснижающие лекарственные препараты в 2015 г. возросли на 26,8% и превысили 780 млн руб. (табл. 2).

Масштабы развивающейся эпидемии и финансовых по­терь, связанных с этим заболеванием, определяют необхо­димость разработки алгоритма бесплатного обеспечения сахароснижающими лекарственными средствами, который позволит эффективно управлять этим стремительно распро­страняющимся заболеванием на всех этапах его развития и оказания медицинской помощи. Регулирование вопроса обеспечения лекарственными средствами для данной категории населения в сложившейся геополитической и эконо­мической ситуации имеет стратегическое значение и может рассматриваться как элемент обеспечения национальной безопасности.

Медикаментозная терапия СД типа 2 в соответствии с 7-м выпуском Клинических рекомендаций по оказанию специализированной медицинской помощи больным са­харным диабетом (далее - Клинические рекомендации) представлена инсулинами, лекарственными препаратами -аналогами инсулина, синтетическими гипогликемическими лекарственными средствами, а также лекарственными сред­ствами для лечения сосудистых осложнений (агонисты имидазолиновых рецепторов, антиагреганты, ингибиторы АПФ, селективные β-адреноблокаторы и т.д.).

В 2016 г. в Российской Федерации зарегистрировано 8 групп синтетических гипогликемических лекарственных средств, насчитывающих 22 МНН. Все 8 групп сахароснижающих лекарственных средств представлены в Клинических рекомендациях.

При анализе лекарственного обеспечения сахаросни-жающими препаратами в субъектах РФ также определяют­ся явные несоответствия, и прежде всего в части напол­нения перечня широко используемыми и необходимыми сахароснижающими препаратами. Анализ клинических рекомендаций стандартов первичной медико-санитарной и специализированной помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете, утвержденных Минздравом России, а также Перечня ЖНВЛП выявил существенные несоот­ветствия в количестве представленных МНН лекарствен­ных препаратов [19]. Так, в клинических рекомендациях присутствуют 8 наименований сахароснижающих лекар­ственные средства, которые не включены в Перечень ЖНВЛП (табл. 3). Назначать отсутствующие в Перечне ЖНВЛП лекарственных средств в условиях стационара можно только по решению врачебной комиссии, что су­щественно влияет на преемственность, своевременность и качество оказания медицинской помощи на разных этапах. При этом очень важно, что такие группы сахароснижающих лекарственных средств, как пероральные ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера 2-го типа и глиниды, пред­ставлены в Перечне ЖНВЛП только одним МНН, а агонисты рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 вовсе отсут­ствуют, что не позволяет оказывать медицинскую помощь на стационарном этапе в соответствии с клиническими ре­комендациями.

Как было сказано выше, предельные отпускные цены на лекарственные средства из Перечня ЖНВЛП определяют­ся на основании специальной методики и регистрируются в Государственном реестре предельных отпускных цен на ле­карственные средства. В связи с этим цена на определенные сахароснижающие лекарственные средства из перечня РЛО не подлежат государственному контролю. Так, в Хабаров­ском крае лекарственный препарат эксенатид закупался по цене 6811,30 руб. за упаковку 250 мкг/мл, 2,4 мл, при этом стоимость аналогичной упаковки в Удмуртской Республике составила 5862,10 руб. Отсутствие механизмов контроля отпускных цен на определенные сахароснижающие лекар­ственные препараты, представленные в Перечне РЛО, приво­дит к существенному увеличению затрат бюджета, учитывая масштабы заболеваемости.

Оптимизировать затраты регионального бюджета на ле­карственное обеспечение в определенной степени призвано включение определенных групп синтетических гипоглике-мических лекарственных средств в Перечень ОНЛС. Однако анализ данных портала госзакупок продемонстрировал, что такие лекарственные препараты, как глибенкламид и глиме­пирид, несмотря на их наличие в Перечне ОНЛС, закупались в большей степени за счет бюджета региона.

Одним из критериев для включения лекарственного средства в Перечень ЖНВЛП и осуществления государ­ственных закупок является локализация на территории РФ. Согласно Государственному реестру лекарственных средств, большая часть лекарственных средств (64%) из Перечня ЖНВЛП не локализована на территории РФ, а толь­ко для шести из этих лекарственных средств (метформин, глибенкламид, гликлазид, глимепирид, пиоглитазон, росиглитазон) возможен полный цикл производства (см. табл. 3). Представленные 7 лекарственных препа­ратов из 3 групп синтетических сахароснижающих ле­карственных средств (ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера 2-го типа, агонисты рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 и ингибиторы α-глюкозидаз) производятся только за рубежом и импортируются на территорию РФ. Низкая доля локализации сахароснижающих лекарственных средств для лечения СД может су­щественно влиять на доступность лекарственных средств для такой многочисленной группы граждан, существен­но увеличивает ежегодные потери государственного бюджета.

Анализ ТПГГ за 2015-2016 гг. позволил выявить суще­ственные различия по представленным группами синте­тических сахароснижающих лекарственных средств для лечения СД типа 2, а также количество МНН, входящих в Перечень РЛО (табл. 4). Так, в Волгоградской области пере­чень РЛО содержит 15 МНН для лечения СД типа 2, а в Бел­городской области в Перечень РЛО включено только 8 МНН [20, 21].

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в 2016 г. и ограничение бюджетов здравоохранения во многих регионах РФ перечни РЛО были пересмотрены. Так, например, препарат дапаглифлозин был включен в Пере­чень РЛО в 6 субъектах РФ в 2016 г., гликвидон был исклю­чен из Перечня РЛО в 4 субъектах РФ. При этом оба пре­парата отсутствуют в Перечне ЖНВЛП. Однако отсутствие единых требований к формированию перечней РЛО не позволяет оценить эффективность процедуры пересмотра Перечня РЛО.

При отсутствии сахароснижающего лекарственного пре­парата в Перечне РЛО обеспечение больных СД на амбула­торном этапе, в соответствии с Постановлением № 890, осу­ществляется по решению врачебной комиссии. Так, в 2015 г. препарат дапаглифлозин, отсутствовавший в перечнях РЛО Ставропольского, Краснодарского краев, Ярославской об­ласти, закупался за счет регионального бюджета. Закупка сахароснижающих лекарственных средств по решению врачебной комиссии является многоэтапной процедурой, существенно ограничивающей своевременный доступ к необходимой лекарственной терапии.

Проведенный анализ выявил несовершенство в области обеспечения синтетическими сахароснижающими лекар­ственными средствами для лечения СД типа 2. В субъектах РФ отсутствует порядок регистрации граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в рамках Постановления № 890, что позволило бы определять еже­годный объем затрат субъекта. В большинстве субъектов отсутствует порядок формирования перечней РЛО, а также отсутствуют требования по формированию Перечня РЛО с учетом Перечня ЖНВЛП в федеральных и региональных нормативно-правовых актах. Большинство синтетических гипогликемических лекарственных средств не производятся на территории РФ, что существенно увеличивает бюджетные затраты и является угрозой обеспечения национальной без­опасности.

Решение выявленных проблем потребует поэтапного реформирования системы обеспечения лекарственными средствами на региональном уровне. В качестве предвари- тельной меры для оптимизации затрат следует дополнить ежегодно принимаемые ПГГ обязательством для субъектов РФ при формировании перечней РЛО учитывать Перечень ЖНВЛП. Внедрение данной меры позволит обеспечить це­новое регулирования лекарственных средств, закупаемых за счет бюджета субъекта. При этом права пациентов не будут ограничиваться, так как остается возможность инди­видуального лекарственного обеспечения по медицинским показаниям и в случае непереносимости лекарственного средства.

Учитывая стремительный рост заболеваемости СД, не­обходимо утвердить порядок ведения регистра граждан, страдающих СД, для оптимизации и планирования затрат регионального бюджета на лекарственное обеспечение. Ввиду высокой частоты отказа в пользу денежной компен­сации в рамках программы ОНЛС при сохранении возмож­ности лекарственного обеспечения на региональном уровне необходимо разработать порядок ведения единого регистра граждан, получающих лекарственное обеспечение в рамках программ ОНЛС и Постановления № 890. Регистр позволит вести учет соответствующих категорий граждан и ограничит их участие только одной из существующих программ льгот­ного лекарственного обеспечения.

В дальнейшем необходимо рассмотреть возможность объединения федеральной и региональной программ льгот­ного лекарственного обеспечения (ОНЛС и РЛО). Для реали­зации данной инициативы потребуется признать утратившим силу Постановление № 890, а также расширить перечень категорий граждан, включенных в программы ОНЛС, и ут­вердить на федеральном уровне перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета субъекта.

Финансовое обеспечение программы должно происходить за счет средств федерального и регионального бюджета, что потребует пересмотра процедуры определения размера фе­деральных субвенций и межбюджетных трансфертов для ре­ализации программы, а также утверждения на федеральном уровне порядка определения средств, выделяемых субъектом РФ, на реализацию программы лекарственного обеспечения.

Сведения об авторах

Рамил Усманович Хабриев

Cтепень/зв.: академик РАН, доктор медицинских наук, доктор фармацевтических наук, профессор

Должность: директор

Место работы: ФГБУ "Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко", Москва

Владислав Сергеевич Маличенко

Cтепень/зв.: кандидат юридических наук

Должность: начальник отдела сравнительно-правовых исследований Института инновационно-образовательных программ в здравоохранении

Место работы: ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов", Москва

e-mail: vlad.malichenko@gmail.com

Светлана Борисовна Маличенко

Cтепень/зв.: доктор медицинских наук, профессор

Должность: директор института инновационно-образовательных программ в здравоохранении

Место работы: ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов", Москва

e-mail: s.malichenko@mail.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Medicines use and spending shifts. A review of the use of medicines in the U.S. in 2014. Parsippany, NJ, ApriL 2015.

2. Aguade A., De Lagasnerie G., Denis P. Estimating the Burden of Diabetes to the French NationaL HeaLth Insurance. ISPOR 18th AnnuaL European Congress. Paris, November 2015.

3. Diabetes facts and figures in germany. URL: http://www.changingdiabetesbarometer.com/diabetes-data/countries/Germany/fact-sheet.aspx

4. Генеральная Ассамблея ООН. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. A/RES/70/L.1. 2015.

5. Генеральная Ассамблея ООН. Всемирный день борьбы с диа­бетом. A/RES/61/225. 2006 г. ВОЗ. Проект плана действий по профилак­тике НИЗ и борьбе с ними на 2013-2020 гг. А66/9. Всемирная ассамблея здравоохранения. Женева, 2013. URL: http://apps.who.int/gb/ebwha/ pdf_fiLes/WHA66/A66_9-ru.pdf.

6. Фармацевтический рынок России: Итоги 2015 года. DSM Group. 09.02.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://dsm.ru/news/215/

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 1382 "О Программе государственных гарантий бесплат­ного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год".

8. Федеральный закон от 17.07.2007 № 132-ФЗ "О внесении из­менений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год"".

9. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи".

10. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2015 № 383-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражда­нина, получающего государственную социальную помощь в виде соци­альной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицин­скими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2016 год".

11. Доклад аудитора Счетной палаты А. Филипенко "Результаты экспертно-аналитического и контрольного мероприятий по вопросу эффективного и целевого использования государственных средств, на­правляемых в 2013-2014 гг. и истекшем периоде".

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074 "О программе государственных гарантий бесплат­ного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на пла­новый период 2014 и 2015 годов".

13. Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 895-182 "О Террито­риальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" (принят Законодательным Собра­нием Санкт-Петербурга 23 декабря 2015 г.).

14. Постановление Правительства Тюменской области от 25.12.2015 № 602-п "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Тю­менской области на 2016 год".

15. Евраев М.Я. О соблюдении антимонопольного законодательства при осуществлении государственных закупок лекарственных средств. Федеральная антимонопольная служба. 28.05.2010. URL: http://fas.gov.ru/documents/documentdetaiLs.htmL?id=1401

16. Дедов И.И., Шестакова М.В., Викулова О.К. Государственный регистр сахарного диабета в Российской Федерации: статус 2014 г. и перспективы развития // Сахарный диабет. 2015. Т. 18, № 3. С. 5-23.

17. Асфандиярова Н.С. Смертность при сахарном диабете 2 типа // Сахарный диабет. 2015. Т. 18, № 4. С. 12-21.

18. Дедов И.И., Омельяновский В.В., Шестакова М.В., Авксентьева М.В. и др. Cахарный диабет как экономическая проблема в Российской Федерации // Сахарный диабет. 2016. Т. 19, № 1. С. 30-43.

19. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9.11.2012 № 858н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете".

20. Закон Волгоградской области от 16.12.2015 № 220-ОД "О Тер­риториальной программе государственных гарантий бесплатного ока­зания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов".

21. Постановление Правительства Белгородской области от 08.02.2016 № 31-пп "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области меди­цинской помощи на 2016 год".