Анализ знаний по интимной гигиене у студенток колледжей и техникумов г. Самары

А.В. Казакова1, Н.В. Спиридонова1, Е.В. Уварова2, М.В. Комарова3

1ГБОУ ВПО "Самарский государственный медицинский университет" Минздрава России

2 ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова" Минздрава России, Москва

3Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С.П. Королева (национальный исследовательский университет) (СГАУ)

На современном этапе развития акушерско-гинекологической науки и практики правильное становление и нормальное физиологическое развитие репродуктивной системы девочки требуют особого внимания и защиты от различных неблагоприятных факторов. Такие социальные изменения, как урбанизация, ухудшение экологической обстановки, бесконтрольное применение лекарств, в частности антибиотиков, оказывают отрицательное воздействие на становление репродуктивной системы девочки, ее резистентность к инфекционным факторам внешней среды, состояние местного иммунитета половых путей [1, 2, 5].

Помимо общесоциальных изменений, большой вред интимному здоровью подростка наносит элементарное незнание основ интимной гигиены и безопасного репродуктивного поведения.

подростки, интимная гигиена

Информационный голод, который испытывает подросток, с нашей точки зрения, необходимо утолять с помощью информационных сообщений на тему сексуального воспитания и мер предохранения от нежелательной беременности, а также принципов интимной гигиены в зависимости от физиологических особенностей подросткового организма.

Привитие гигиенических навыков детям является, в первую очередь, делом родителей. Но ни педагоги, ни медицинские работники не должны оставаться в стороне от решения этой чрезвычайно важной задачи [8-10].

Учитывая все вышесказанное, нами был проведен цикл лекций на тему: "Основы здорового репродуктивного поведения" для подростков в средне-специальных образовательных учреждениях г. Самары.

Помимо самой лекции, проведено анкетирование девочек-подростков на тему: информированность молодых людей о воспалительных заболеваниях органов половой системы и влиянии гигиены на их репродуктивную функцию; знания о контрацепции и вреде абортов, а также отношение учащейся молодежи к созданию семьи.

Всего роздано 800 анкет учащимся колледжей и техникумов (табл. 1). Участницы опроса вернули 762 анкеты. Из них 6 анкет забракованы на этапе ввода данных (отсутствует больше половины ответов), еще 2 - при проверке на непротиворечивость и грубые расхождения. Итого в анализе участвовали 754 анкеты.

Таблица 1. Места учебы опрошенных

Учебное заведение

Абс.

%

Поволжский государственный колледж

158

21,0

Колледж сервисных технологий и дизайна

37

4,9

Самарский техникум космического машиностроения

45

6,0

Издательско-полиграфический техникум

77

10,2

Техникум промышленных технологий

63

8,4

Металлургический техникум

31

4,1

Промышленный техникум

46

6,1

Музыкальное училище

5

0,7

Энергетический колледж

25

3,3

Колледж аграрно-промышленного сервиса

24

3,2

Самарский торгово-экономический колледж

135

17,9

Самарский политехнический колледж

51

6,8

Самарский техникум промышленных технологий

6

0,8

Самарский техникум индустрии торговли и питания

51

6,8

Поскольку по критериям ВОЗ к подросткам и молодежи относится возрастная группа до 24 лет, в нашем исследовании участвовали девочки от 14 до 24 лет, средний возраст которых составил 17,02±1,39 года (среднее±СКО). Для последующего анализа мы распределили опрошенных по возрастам: 14-15 лет (14-летняя - 1 девушка), 16 , 17, 18, 19 лет и старше (табл. 2).

Больше половины опрошенных - 58,6% - выросли в полных семьях, 40% в неполных, только у 1,6% семьи не было. Подавляющее большинство учащихся оценивали доход в их семьях как средний.

Во всех возрастных группах состав семей, уровень дохода, срок полового созревания статистически значимых различий не имели (см. табл. 2).

Таблица 2. Общая характеристика опрошенных

Категория

Градация

Абс.

%

Возраст, годы

15

55

7,3

16

293

38,9

17

156

20,7

18

142

18,8

19 и старше

108

14,3

Семья

Полная

442

58,6

Неполная

300

39,8

Отсутствует

12

1,6

Уровень доходов

Низкий

64

8,5

Средний

650

86,2

Высокий

40

5,3

Возраст полового созревания, годы

8-12

29

3,8

12-15

448

59,4

15-18

277

36,7

Согласно рекомендациям ведущих детских гинекологов, знание основ интимной гигиены должны приобретаться девочкой еще в детском возрасте. Так, в возрасте 5 лет она должна знать некоторые правила, которые способствуют профилактике провоцирующих факторов в отношении инфицирования, в том числе и половых путей. Среди них:

1. Кожа промежности и наружные половые органы всегда должны быть чистыми.

2. Принимать душ следует не реже 2 раз в сутки, чистыми руками, сверху вниз.

3. Влагу после мытья следует промокать, а не вытирать, чтобы не поцарапать нежную слизистую оболочку половых органов.

4. Полотенце должно быть чистым, мягким и строго индивидуальным.

К подростковому возрасту девочка должна уже иметь полное представление об общих правилах личной гигиены и приобрести все необходимые навыки ухода за собой.

Оценивая знания об интимной гигиене опрошенных девочек-подростков в разных возрастных группах, мы отметили, что частота приема душа и проведения процедур интимной гигиены от возраста не зависят, однако вызывает озабоченность, что практически четверть девушек принимает душ лишь 1 раз в несколько дней, и что около 10% девушек проводят интимную гигиену реже, чем 1 раз в сутки.



Около 40% девушек проводят туалет влагалища внутри (спринцевание). Частота этой манипуляции повышается с возрастом, доходя до 51,85% у лиц от 19 лет и старше (р=0,022 по сравнению с остальными возрастными группами). Применяемые при этом средства приходятся поровну на мыло и специальные аптечные средства, и примерно 6% девушек обходятся только водой. Если проанализировать частоту применения туалета влагалища внутри раздельно у девушек, имевших половые контакты и не имевших (рис. 1), то оказывается, наибольшая частота этой манипуляции - у девушек, живущих половой жизнью, самой младшей и старшей возрастных групп (у 15-летних - 60,0%, у 19-летних и старше - 56,2%, р=0,043 в группе девушек с половыми контактами). У девушек без сексуального опыта частота влагалищных спринцеваний находится в диапазоне 30-40% и не зависит от возраста.



Представляется закономерной большая частота применения прокладок и тампонов в дни менструаций с возрастом (с 11 до 40%, р<0,001) и предпочтение формы нижнего белья в виде стрингов (c 5 до 31%, р<0,001). Впрочем, применение тампонов в большей степени определяется наличием половой жизни, нежели возрастом (рис. 2): 10-15% у не имевших половых контактов и 30-50% у живущих половой жизнью (р<0,001 при сравнении по наличию половой жизни).

Частота смены нижнего белья не зависит от возраста, однако необходимо отметить, что во всех возрастных категориях есть девушки (13% всех опрошенных), меняющие белье через 1-2 дня, а то и 1 раз в неделю. Значительная часть опрошенных пользуется ежедневными прокладками, и эта частота увеличивается с возрастом - с 58 до 81% (р=0,004).

Следующие два вопроса анкеты были посвящены знаниям об интимной гигиене. Оказалось, что, как и соблюдение гигиенических норм, так и знание о них в указанный возрастной период не изменяются: они либо есть, либо их нет (табл. 4).

Возникает логичный вопрос: а насколько связан образ жизни девушек в плане соблюдения элементарных гигиенических норм со знаниями об этих же нормах? Построение соответствующих таблиц сопряженности показало, что знания о необходимости интимной гигиены 2 раза в сутки действительно ассоциированы с их применением на практике. Так, всего 5,1% знающих правила их нарушали, в то время как доля не соблюдающих нормы интимной гигиены среди тех, кому об этом не рассказывали, составила 13,0% (р<0,001).

Таблица 4. Знания об интимной гигиене в различных возрастных группах

Категория знаний

15 лет,

n=55/10

16 лет,

n
=293/83

17 лет,

n
=156/83

18 лет,

n
=142/85

19 лет и старше,

n
=108/89

Итого

Абс. (%)

Абс. (%)

Абс. (%)

Абс.(%)

Абс. (%)

Абс. (%)

Знания о ежедневных прокладках и спринцевании, что вредны, c2=3,8, р=0,430

Нет

38

(69,09)

230

(78,50)

116

(74,36)

107

(75,35)

87

(80,56)

578

(76,70)

Да

17

(30,91)

63

(21,50)

40

(25,64)

35

(24,65)

21

(19,44)

176

(23,30)

Знания об интимной гигиене, c2=3,3, р=0,511

Нет

19

(34,55)

79

(26,96)

45

(28,85)

42

(29,58)

38

(35,19)

223

(29,60)

Да

36

(65,45)

214

(73,04)

111

(71,15)

100

(70,42)

70

(64,81)

531

(70,40)

Представляет интерес и сам по себе факт, что 87% девушек указали, что никто им не рассказывал о гигиенических правилах, однако они их соблюдали (рис. 3). Можно предполагать, что это знание было передано в семье как привычка и образ жизни, и базовые гигиенические правила применяются девушками неосознанно. Аналогичной взаимосвязи между знаниями о вреде спринцеваний и вреде ежедневных прокладок и применением этих знаний в жизни не установлено: примерно равные, статистически не значимые доли девушек пользуются ежедневными прокладками и проводят спринцевания независимо от знания, что это не полезно. Можно охарактеризовать такие знания как поверхностные, а детский стереотип в этих вопросах не выработан.

Подобный уровень интимной гигиены, отличающийся в худшую сторону от рекомендуемого, сопоставим с данными других исследований в различных уголках нашей планеты. Так, по данным турецких авторов (Altun I., 2013) [12], студенты университета могли регулярно не принимать душ 2 дня подряд в 13,3% случаев и в 25,5% - допускать такую погрешность лишь иногда. Эти же опрошенные в 44,5% случаев постоянно или эпизодически носили одно и то же нижнее белье по 2 дня. По результатам другого турецкого исследования (Adıbelli D., 2014) [11], посвященного оценке гигиенических навыков женщин из сельских районов, только половина опрошенных меняли нижнее белье каждый день, 2/3 женщин применяли влагалищные спринцевания. По наблюдениям M.F. Moustafa (2012) [14]: среди египетских беременных частота приема душа 1-2 раза в неделю наблюдается в 16% случаев. В США весьма распространено спринцевание влагалища среди афроамериканок с низким уровнем дохода: по данным опроса 872 беременных, 64% женщин когда-либо проводили данную манипуляцию (Mirsa D.P. и соавт., 2006) [13].

Таким образом, в правилах интимной гигиены нет ничего сложного, однако уровень соблюдения личной гигиены учащимися средних специальных заведений невысок:

- четверть девушек принимает душ раз в несколько дней;

- 1/10 часть девушек проводят интимную гигиену реже, чем раз в сутки;

- 1/10 часть девушек меняют белье через день и, что совсем не укладывается в гигиенические нормы, - реже;

- отмечается высокий процент использования ежедневных прокладок и не физиологичного белья, которое создает барьерный эффект, препятствуя потоотделению, способствуя повышению температуры, тем самым стимулируя рост микроорганизмов;

- около 40% девушек проводят туалет влагалища внутри, причем более высокая частота данной манипуляции у живущих половой жизнью самых младших - 15-летних и самых старших - 19-летних участниц исследования.

На современном этапе известно, что существует множество естественных механизмов, которые останавливают размножение вредоносных микроорганизмов: строение наружных половых органов, микрофлора влагалища, кислотность, иммунитет, но элементарное незнание основ личной гигиены подрывает эти механизмы, тем самым нарушая тонкое равновесие биоценоза, что в будущем может привести к нарушениям репродуктивной функции женщины.

Литература

1. Коколина В.Ф. Диагностика и лечение урогенитальных инфекции у детеи и подростков: Пособие для врачей. - М., 2010.

2. Коколина В.Ф., Румянцев А.Г., Уварова Е.В. Диспансерное наблюдение и контроль репродуктивного здоровья девочек в амбулаторно-поликлинических условиях: Метод. рекомендации. - М., 2008.

3. Маркин Л.Б., Яковлева Э.Б. Справочник детского гинеколога. - К.: Интермед, 2004. - 384 с.

4. Оптимизация лечения и профилактики вульвовагинитов у девочек нейтрального периода / Э.Б. Яковлева, М.Ю. Сергиенко, О.К. Межова и др. // Медико-социальные проблемы семьи. - 2010. - Т. 15, № 3. - С. 65-68.

5. Основные закономерности развития репродуктивнои системы девочек: Пособие для врачей / А.В. Казакова, Н.В. Спиридонова, О.И. Линева. - Самара: Офорт, 2013. - 52 с.

6. Руководство по гинекологии детей и подростков / Под ред. В.И. Кулакова, Е.А. Богдановой. - М.: Триада-Х, 2005. - 336 с.

7. Румянцев А.Г., Панков Д.Д. Актуальные проблемы подростковой медицины. - М., 2002.

8. Спиридонова Н.В. Особенности микробного пейзажа влагалища у девочек со слипчивым процессом наружных половых органов / Н.В. Спиридонова, А.В. Казакова // Рос. вестн. акуш.-гин. - 2014. - № 2. - С. 82-86.

9. Уварова Е.В., Султанова Ф.Ш., Латыпова Н.Х. Влагалище как микроэкосистема в норме и при воспалительных процессах различной этиологии // Репродукт. здоровье детей и подростков. - 2005. - № 2. - С. 26-38.

10. Уварова Е.В. Специалистам об интимной гигиене девочек от рождения до половой зрелости // Репродукт. здоровье детей и подростков. - 2010. - № 2. - С. 87-92.

11. Ad|belli D., K|l|nс N.О., Akpak Y.K., K|l|с D. Genital hygiene behaviors and associated factors in women living in rural areas of Turkey // El Mednifico J. - 2014. - Vol. 2, N 3. - P. 210-214.

12. Altun I., Cinar N.D., Dede C. Hygiene behaviour in university students in Turkey // J. Pakistan Med. Assoc. - 2013. - Vol. 63 (5). - P. 585-589.

13. Misra D.P., Trabert B., Atherly-Trim S. Variation and predictors of vaginal douching behavior // Women’s Health Issues. - 2006. - Vol. 16. - P. 275-282.

14. Moustafa M.F., Makhlouf E.M. Association between the Hygiene Practices for Genital Organs and Sexual Activity on Urinary Tract infection in Pregnant Women at women’s Health Center, at Assiut University Hospital // J. Am. Sci. - 2012. - Vol. 8, N 9. - P. 515-522.